ИСТОРИЯ — КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ИСТОРИЯ — КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

Издавна балкарский народ свято соблюдал Тау адет (карачаево-балкарский этикет) – моральные кодексы, совокупности норм и традиций, регулировавшие поведение человека во всех областях общественной жизни. Важнейшим требованием этикета было уважительное отношение к родителям, к старшим и к женщинам. Младшие подчинялись старшим, женщины – мужчинам. Этикет почитания родителей, младшими старших включал следующие нормы поведения: сын не садился в присутствии отца, так поступал и младший брат при старшем брате; в присутствии старших молодые люди не вступали в общий разговор, громко не разговаривали, не смеялись и, тем более, не сквернословили, не дрались и т. д. По этикету возраст ставился выше звания и положения, поэтому молодой человек самого высокого происхождения обязан был встать перед старшим и почтительно приветствовать его.

В XIX в. основной ячейкой балкарского общества считалась малая семья, большие семьи были уже редки. Глава семьи – старший по возрасту мужчина решал все важные семейные дела и распоряжался имуществом. В ведении старшей женщины находились запасы продовольствия, она же (или одна из невесток) готовила пищу на всю семью. Мужчины и женщины питались раздельно. Вопросы брака в семье решал её глава. Семья жениха в качестве сватов присылала в дом невесты наиболее уважаемых стариков. И только после получения согласия отца девушки, с ней мог беседовать кто-либо из доверенных жениха. После сговора жених выплачивал родителям девушки часть калыма в виде скота, денег и т. д. Во избежание лишних расходов также практиковалось похищение невесты, зачастую по взаимному согласию сторон. В балкарской семье существовала система различных запретов-избеганий: женой – мужа, родителями – детей, невесткой – родителей мужа, зятем – родителей жены. Невестка на первых порах не могла разговаривать со свекром и свекровью, избегала и старших родственников мужа. Родители открыто не проявляли свои чувства к детям. Девочек воспитывала мать, мальчиков с 5-6 лет – отец, который большую часть года проводил с ними на кошах.

В балкарском обществе строго соблюдался обычай аталычества: дети знатных таубиев воспитывались в семьях, стоящих ниже их на феодальной лестнице. Были распространены и обычаи кровной мести, побратимства и др. Также строго соблюдались обычаи гостеприимства. Для гостей зажиточная часть населения строила специальные дома – кунацкие (къонакъ юй) с отдельным двором и конюшней. Менее обеспеченные в качестве кунацкой выделяли одну из комнат дома. Кунацкая убиралась лучшими войлочными коврами, циновками, постельными принадлежностями. В ней обязательно находились молитвенный коврик, сосуды для омовения, народные музыкальные инструменты и др. Гостю оказывались самые различные знаки высокого уважения и внимания. Спрашивать у гостя его имя, звание, откуда он родом, куда и зачем едет считалось неприличным. Обеспечение безопасности и сохранение имущества гостя являлось важной обязанностью хозяина дома. В балкарском обществе на основе гостеприимства сложился институт «куначества», хотя между гостем и кунаком существовали значительные различия. Гостем дома мог стать случайный, незнакомый человек, а кунаком – проверенный временем близкий друг, приятель. Для установления куначеских отношений проводился специальный обряд – будущие кунаки брали чашу с напитком и поочередно пили из неё, обещая друг другу быть братьями. После обмена оружием и подарками, они формально становились кровными родственниками. Приезд кунака в гости считался большим событием в семье его друга. В отличие от гостя кунак останавливался в доме хозяина. Балкарцы имели кунаков среди кабардинцев, осетин, русских и других народов. Гостеприимство, куначество и аталычество играли важную роль в укреплении дружбы, в развитии экономических и культурных связей между северокавказскими народами, в примирении кровников, в разрешении различных спорных вопросов и т. д.

Похоронно-поминальные обряды у балкарцев проходили по мусульманским обычаям. Покойного хоронили в день смерти до захода солнца. Об этом старались оповестить родственников, соседей, односельчан. Тело покойного обмывали и готовили к погребению мулла и его помощники. Затем мулла совершал обряд отпущения грехов усопшего (деур). Для его проведения родственники выделяли определенную сумму денег из бюджета семьи. После исполнения данного обряда покойного выносили из дома. На кладбище шли только мужчины, которые после погребения возвращались во двор умершего, где неоднократно совершали молитвы (дуа) под руководством муллы. В течение трех дней не принято было готовить еду в доме покойного и кормить приходящих на соболезнование людей. В честь умершего организовывали чтение Корана и несколько поминок. Первые поминки проводили на третий день после похорон. Затем в течение года жарили каждый четверг лакумы и со сладостями раздавали соседям. Покойного поминали в 52 дня, в полгода и в год. Современные балкарцы также строго соблюдают традиционные похоронно-поминальные обряды и уделяют большое внимание своим умершим, ежегодно устраивая небольшие поминки в дни их смерти.

Традиционный балкарский мужской костюм имел много общего с общекавказским горским костюмом, хорошо приспособленным к условиям жизни воина, наездника. Он включал нательную и верхнюю одежду, головной убор и обувь. Нательная одежда состояла из рубахи и широких штанов. Функции нательной рубахи выполнял бешмет (къаптал), представлявший собой короткую распашную одежду, с высоким стоячим воротником и застежкой спереди до талии. В качестве верхней одежды на бешмет надевали чепкен (черкеску). Обычно она была бурого, черного, серого, редко – красно-коричневого или темно-красного цвета. Белая черкеска считалась парадной одеждой знати. По обеим сторонам груди нашивались газырницы, по 8-10 штук с каждой стороны. Обязательной принадлежностью костюма являлось оружие, прежде всего кинжал. В непогоду на бешмет надевали шубу (тон) или войлочную накидку – бурку. Летом мужчины пользовались войлочными шляпами, а зимой – овчинными шапками-папахами с суконным башлыком. Для хождения в горах балкарцы пользовались обувью из сыромятной кожи (чабырла), с плетенной из ремешков подошвой, предохраняющей от скольжения, также носили кожаные ноговицы (варианты – из сукна, войлока), чувяки и сапоги (чурукъла).

В женский национальный костюм входила нательная и верхняя одежда. Поверх длинной туникообразной рубахи и широких штанов девочки-подростки носили украшенный золотым шитьем кафтанчик и длинное распашное платье. Праздничные платья украшали галуном, золотым или серебряным шитьем. В холодное время года верхней одеждой служили шубы, также пользовались теплыми шалями. Важным элементом костюма являлись платки, шали, шарфы, которые и составляли основу женского головного убора. Нередко они сочетались с шапочкой, состоящей из обтянутой тканью и украшенной спереди вышивкой или рядами монет твердой основы. До рождения первенца женщины пользовались шапочками, а потом меняли их на платки. Из украшений очень популярны были пояса, кольца и браслеты – бунлукъ (под этим названием известны браслеты, которые носили женщины на запястье, и браслеты, надевавшиеся или же нашивавшиеся на низ рукава платья). Некоторые традиционные элементы женского балкарского костюма – распашное платье, пояс, шапочка – сегодня широко распространены в качестве свадебного и праздничного наряда.