Содержание:

  1. Общая характеристика

  2.  Танцы

  3. Одежда

Общая характеристика

Гостеприимство — главная отличительная черта народов Кабардино-Балкарии. Прийти мог даже злейший враг, и семья не могла отказать никому. Всех путников угощали и тепло принимали. На стол ставили самые лучшие блюда. Почетные гости ели одни, и только после его просьб к трапезе присоединялся хозяин дома. Ели все вместе только тогда, когда гость и хозяин были равны по возрасту и положению, а после них ужинали все остальные члены семьи. Если гостя оскорблял кто-то из присутствующих, то этот человек был обязан оплатить главе семейства штраф (несколько десятков голов скота). А если произошло такое, что гостя убили, в этом случае оплата увеличивалась более, чем в пять раз.

Как у всех горских народов, у кабардинцев было распространено «аталычество» — когда ребенка отдавали на воспитание чужой семье. Для наставников такой ребенок становился своим, а после наступления совершеннолетия, мальчика обеспечивали всем необходимым, чтобы отправить его домой. Ему покупалось новое снаряжение, оружие и одежда. Возвращение юноши сопровождало большое торжество, аталыку давали подарки (иногда это был скот, оружие или рабы). Когда воспитанник женился, то обязательным было подарить что-либо своему воспитателю.

Зачастую, таким образом воспитывали и девочек. Их обучали рукоделию, ведению хозяйства. Затем девушки жили у родителей до тех пор, пока их не выдадут замуж. Калым в этом случае уплачивался аталыку.

Среди народов Кабардино-Балкарии считалась нормой процедура усыновления. Ребенка принимали как своего, он имел такие же права и обязанности, как и родные дети.

Традиционным считался процесс похищения невесты. Когда это случалось родственники обеих сторон обязательно ссорились, что иногда приводило к убийствам.

Свадьба и обряды, связанные с ней, продолжались не один год. После того как жених определится с избранницей, он должен был отправить своих родных, чтобы те сделали предложение. Если обе стороны согласны, то выплачивался калым (заранее обговаривалась его сумма). Затем происходили смотрины невесты и помолвка. Спустя несколько месяцев после выкупа, проводился обряд вывода невесты из отчего дома. При этом жених с товарищами должен был вести долгий торг за девушку. Невесту наряжали в национальный праздничный костюм. Жениху преграждали путь родственники и подруги девушки, но после выкупа, ее отпускали.

За этим следовал обряд примирения родственников жениха и невесты, проводившийся ночью. Сначала жених попадал в родной дом и получал от отца угощение. Спустя несколько дней устраивался обед для его матери и других женщин. Через неделю супруга выходила в общую комнату, ей давали смесь из масла и меда, а также осыпали орехами и сладостями. Спустя некоторое время молодая жена могла поехать в родной дом, потом она возвращалась обратно и заменяла головной убор девушки на платок замужней женщины. Теперь она имела право участвовать в ведении хозяйства наравне с другими женщинами дома.

Муж мог развестись с женой в любой момент, не объясняя причины. А женщина нет . Если муж внезапно умирал, то вдова доставалась его брату. Если вдова выходила из семьи, то дети оставались у родственников супруга.

Однако существовал этикет по отношению к женщинам. Когда она заходила в помещение, то сидящие мужчины обязаны были встать. Всадник, увидевший девушку, должен был спешиться и уступить ей дорогу.

Рождение сына считалось главным событием в жизни семьи и сопровождалось это игрой «подвязывание копченого сыра». Во дворе устанавливались два столба с перекладиной. К ним привязывали сыр, а рядом веревку, пропитанную маслом. Участники должны были добраться по ней вверх и откусить кусок. За это в подарок получали кисет, чехол или уздечку.

Спустя несколько дней после появления на свет, родственники проводили обряд «завязывания ребенка в люльку». Говорили, что только счастливые люди вырастали из колыбели, изготовленной из боярышника, которого не переносили через  реку. По преданию, боярышник приносил крепость и добро в семью.

Похороны проходили по мусульманскому обряду. На надгробиях изображали те предметы, которые необходимы были покойнику на том свете. В давние времена добавляли еще и деревянные изображения.

Поминки устраивали в доме для гостей. Тут же находились вещи покойника. Они олицетворяли готовность семьи принять человека обратно в любой момент. Одежду выворачивали наизнанку и покрывали прозрачной тканью. Спустя девять дней после смерти, читали Коран, а одежду отдавали соседям и нищим. В течение сорока дней в семье жарили пышки и со сладостями также раздавали другим.

В годовщину устраивали скачки, соревнования по стрельбе и детские турниры по залезанию на скользком столбе, к верхушке которого прикрепляли призы.

После первой грозы весной кабардинцы обливали водой зернохранилища. Так они просили у бога плодородия Шибле хороший урожай. Волк считался священным животным. Если человека подозревали в воровстве, то ему в руки давали зажженную волчью жилу, и заставляли перепрыгнуть через нее. Считалось, что преступник не сможет этого сделать или у него начнется порча. Когда ребенок заболевал, его проносили под шкурой волка, а к колыбели прикрепляли ее маленький кусок и косточку из пасти волка.

В основном все обряды так или иначе связаны с сельским хозяйством. Люди вызывали дождь в засушливые периоды, боролись с паразитами народными методами. Покровителем земледелия горцы считали Тхашхо. Весной, перед работами на полях, устраивали в его честь праздник с жертвоприношениями, пиршеством, играми и танцами. Жертвой становился крупный рогатый скот.

Похожим образом праздновали первую борозду. Руководил событием старейшина поселения. Он поднимал и спускал флажок, который давал сигнал к началу и окончанию праздника. Народ развлекал ряженый. Его роль исполнял самый веселый парень, одетый в маску с рогами и бородой. Он шутил над всеми, «угрожал» деревянным оружием, мог в шутку наказать любого. Такой обычай сохранялся до XIX века.

Окончание пахотных работ также праздновали. Изготавливали огромный кусок материи желтого цвета — символ урожая и готового зерна. Пахарей, которые возвращались с полей, обливали водой, чтобы повлиять на количество урожая.

Не обходилась без праздника уборка урожая. Проводили обряд «снимания серпа» — на шею хозяйки вешали серп. Снять его разрешалось только после приготовления праздничного стола.

Когда на молодняк наносили тавр, кабардинцы ставили на лошадей «печать». На крупе выжигали определенный знак — тамгу. Этот символ считался родовым, и встречался не только на животных, но и на предметах быта.

Праздники сопровождали танцами, песнями и играми, напоминающих военные сражения. Устраивались скачки, стрельба в цель, борьба за овечью шкуру и другие.

Фольклор Кабардино-Балкарии включает в себя множество жанров. В основном, в них показана храбрость и отвага местных народов, описываются их сражения и победы.

Часто встречаются пожелания во время начала работ на полях или во время свадеб. Местные жители слагают песни и сказки. Интересны песни-плачи по мертвым родственникам.

 Танцы

 

Кабардинские народные танцы

 

Кабардинские танцы – неотъемлемая часть культуры Кабардино-Балкарской республики, которой этот народ очень дорожит .

Кабардинский «Къафэ» – древний массовый народный танец Кабардинцев, исполняемый под гармонику. Причем, на инструменте, как правило, играет женщина, которая также вступает в танец во время исполнения. Танец исполняется парами, в окружении хоровода в начале и в конец танца.

 

Балкарский «Тюз Тепсеу» – это танец приглашения (танец знакомства ) без которого не обходится ни одно мероприятие, торжество у балкарцев.

Обрядовый вариант древнего Тюз Тепсеу по традиции исполнялся перед пахотой. Считалось, что правильно исполненные обряды во время исполнения этого танца, обеспечат наилучшую плодородность земли в будущем сезоне.

 

Танец «Удж» — во время которого девушки и парни парами под руку двигаются по кругу медленным шагом, с ритмически повторяющимся легким припаданием на одну ногу.

Танец «Исламей» — весьма популярен, танец типа лезгинки.

 

 Одежда

 

Национальная одежда Кабардино-Балкарской Республики(КБР)

Национальный костюм кабардинцев и балкарцев формировался на протяжении нескольких веков. Многие предметы и элементы одежды этих двух народов схожи между собой.

Мужская одежда

 

Мужскую одежду изготавливали традиционно из овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсти и войлока. Из последнего создавали шляпы, бурки и сукно. У иностранных торговцев местные жители покупали шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани.

Главные предметы мужского костюма — бешмет и штаны необычной формы.

Бешмет — короткий кафтан, который надевали поверх рубахи. Он туго обхватывал корпус и застегивался на талии пуговицами ручной работы. Воротник у него был стоячий, а рукава зауживались в районе кисти. Ниже пояса одежда расширялась, образуя в итоге форму «песочные часы». Бешмет ярко подчеркивал стройность мужчины, что высоко ценилось у кабардинцев и балкарцев. Его длина различалась, главное, чтобы одежда не достигала колен. Более длинный кафтан носили старики. Он украшался карманами на груди и по бокам. Цвета были мрачные, в основном черные, коричневые, иногда белые.

Бешмет был повседневной одеждой, его использовали дома или в работе. В холодное время года его утепляли шерстью или ватой. Богатые люди носили шелковые кафтаны, или изготовленные из атласа. Подпоясывался он ремнем с пряжкой либо наконечником. Изготовление такого предмета одежды требовало наличия определенного мастерства, поэтому за это брались лишь самые искусные мастерицы.

Штаны шились из домотканого сукна или другой плотной ткани. Создавались они исключительно из полотна темного цвета. Штанины были прямыми и суженными к низу, между ними вшивали ромбовидный клин. Заправлялись они в ноговицы, которые крепко обхватывали ногу.

Не стоит забывать о таком элементе традиционного костюма, как черкеска. Ее надевали сверху на бешмет. Это была своего рода праздничная одежда, которую надевали «на выход» (в мечеть, в гости, на танцы).

 

Женская одежда

Женский костюм имел некие схожие элементы с мужским. Однако были и различия.

Сверху надевали рубашку, похожую на мужскую. Единственное отличие в том, что она была длиннее, и зачастую прикрывала кисти рук. Стоячий воротничок застегивался на пуговицу. Изготавливали их из хлопка или шелка самых разных цветов. Этому предмету одежды оказывали особое внимание при шитье, так как некоторые его части выглядывали из-под верхнего платья. Их украшали вышивкой и галунами.

Старые женщины предпочитали нижние рубашки темных оттенков, и их не украшали декоративными элементами.

После XIX века в моду вошли юбки. Ее делали из шелковых тканей. Сверху рубашки обязательно надевали платье. Без него ходить имели право только старые женщины, и то у себя дома. Оно напоминало черкеску (распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса). Отличались только рукава. Он был разрезан с самого начала и оканчивался округлой лопастью. Позднее его делали узким.

Платья для торжеств шились из бархата и шелка, из схожих материалов создавали подвеску. Молодые женщины носили платья, к рукавам которого прикрепляли оборки, закрывающие руки. Пожилые женщины предпочитали платья с широким рукавом.

Головные уборы отличались у женщин разного возраста и достатка.

Девочки могли носить платок или просто ходили с непокрытой головой. С этим вело борьбу духовенство. Оно добилось принятия указа, по которому девочки старше 10-12 лет обязаны были носить платок.

 

Have any Question or Comment?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *