Заселение территории Карачаево-Черкесии человеком прослеживается с эпохи «мустье» (среднего палеолита). К этой эпохе относятся наиболее древние каменные орудия, обнаруженные на территории Карачаево-Черкесии. В районе Кардоникской станицы Зеленчукского района в русле реки Кардоник найдено ручное рубильце в форме неправильного треугольника, овальное скребло, желваки, от которых отбивались куски кремния для орудий, отщепы.

 

Кроме Кардоника, мустьерские орудия найдены близ ст. Зеленчукской, в Яворах и на Джеганасе. Каменные орудия были разнообразны и дифференцированы. Наконечники копий служили для охоты; для обработки кожи, дерева и кости использовались скребки, резцы, ножевидные пластинки с притупленной спинкой. Наряду с камнем для изготовления орудий стала широко применяться кость – найдены гарпуны, дротики и другие костяные орудия.

 

Орудия переходного типа, от верхнепалеолитического к мезолитическому, – обнаружены на стоянке Явора, близ сел. Маруха, на реке Овечка близ города Черкесска Помимо орудий труда найдены амулеты и украшения. Тогда же появились первые религиозные представления. Костяные изделия украшались орнаментом, изготовлялись статуэтки. Возникло изобразительное искусство. Находки нижнепалеолитических каменных орудий известны в нескольких пунктах Северо-Западного Кавказа. Раннепалеолитические стоянки известны близ станицы Имеретинской Карачаево-Черкесской Республики.

 

На стоянке обнаружены каменные орудия. Именно тогда, в эпоху верхнего палеолита и неолита, на территории Северного Кавказа жили племена, которые являются предками народов, населяющих Карачаево-Черкесию в настоящее время. Середина III тысячелетия до н.э. – время формирования на Северном Кавказе курганной Майкопской культуры, названной по месторасположению кургана, обнаруженного близ г. Майкоп. В Карачаево-Черкесии курганы Майкопской культуры известны на северной окраине ст. Усть-Джегутинской. Под огромными насыпями, состоящими из земли и булыжника, в материке находились прямоугольные гробницы, стенки которых были сложены из булыжника, а корытообразная крыша – из массивных дубовых стволов, покрытых камышом. Костяки лежали в скорченном положении и были посыпаны красной краской. При костяках обнаружены обломки медных предметов, каменных шлифованных орудий и черепки желтой и красной глиняной посуды майкопского типа. Для этого периода характерно изменение хозяйственной деятельности местных племен. Охота и рыболовство продолжали существовать. Однако все большую роль приобретало скотоводство и земледелие. Культуру Майкопских племен по справедливости называют культурой оседлых земледельцев и скотоводов. Территорию нынешней Карачаево-Черкесии в эпоху средней бронзы и 1-го этапа поздней бронзы (2000 – 1200 гг. до н.э.) также занимали автохтонные племена – носители т.н. Северокавказской куль-туры, в формировании которой определенную роль напрямую сыграла предшествующая культура – Майкопская. Общие их черты выражены в самом устойчивом комплексе – погребальном. В истории племен Северного Кавказа немаловажное влияние имели носители ямной культуры. Наиболее красноречивые свидетельства их цивилизации – каменные статуи. В основе хозяйства «ямников» было отгонное животноводство, дальнейшее развитие в этот период получили металлургия, металлообработка и керамическое производство (верховья Кубани и Большого Зеленчука были главным металлургическим центром всего Северного Кавказа). Ямная культура легла в основу срубной культуры, названной по типу захоронения – погребальному деревянному срубу под курганной насыпью.

 

Следующей яркой страницей в истории Северного Кавказа периода поздней брон-зы – раннего железа является Кобанская культура XII-IV вв. до н.э. (по месту выявления ее памятников близ осетинского с.Кобань). Охотники, скотоводы, металлурги, художники – «кобанцы» находились на чрезвычайно высоком уровне развития для своего времени. Их искусство, долгое время непревзойденное, пережило века. Уже в первые годы открытия памятников кобанской культуры великолепные изделия этой эпохи попали в крупнейшие музеи России и Европы. Кобанская эпоха ознаменована и формированием древнейших пластов нартского эпоса. В VII-IV вв. до н.э. в Предкавказье появляются скифы. Неповторимый пласт мировой культуры представляет искусство скифов, в особенности золотое литье и чеканка.

 

Условно этот период назван «позднекобанским». В позднекобанское время погребения совершались под курганами (например, на Домбае и у сел. Маруха Карачаево-Черкесской Республики), в каменных ящиках или ямах, обложенных камнями (Тамгацик, у аула Жако, Кызыл-Кала). В одной из могил в Кызыл-Кала Карачаево-Черкесской Республики обнаружен тайник, в котором были запрятаны бронзовые ажурные бусы и прекрасно отлитые из бронзы головки баранов, медведей, кабанов.

 

Начиная с III в. до н.э. степи Северного Кавказа были уже прочно освоены сарматами, возвысившимися над скифскими племенами и опустошившими значительную часть Скифии. Следует отметить, что вышеперечисленные племена алан селились в предгорных районах и переходили к оседлому земледельческому образу жизни. Таким образом, в сарматское время – с III в. до н.э. по IV в. н.э. в горах Карачаево-Черкесии жили потомки древних «кобанцев», древнейшие предки карачаевцев, подвергшиеся некоторому влиянию Сарматской культуры. В IV в. н.э. территория Карачаево-Черкесии подверглась вторжению гуннов. Кавказские племена с величайшим упорством сопротивлялись гуннам, но не смогли их одолеть и были разбиты.

 

Большей части представителей местных народов пришлось переселиться на другие территории. Верховья Кубани и Зеленчуков – территория нынешней Карачаево-Черкесии являлись частью средневековой Алании. Письменные источники и археологические памятники говорят о том, что население Алании было разноплеменным. Особенно справедливо это положение в отношении нынешней Карачаево-Черкесии. Во второй половине VI в. Северный Кавказ попал под контроль империи тюрков – Великого Тюркского каганата. С VII по Х вв. Алания входила в состав Хазарского каганата. Северный Кавказ интересовал хазар прежде всего выгодностью положения – через перевалы Алании проходил Великий Шелковый путь (от Китая до Византии) На это указывает большое число находок шелка в скальных погребениях, дерева, тканей, кожи и других материалов. Также хазар интересовали богатые природные ресурсы (золото, вольфрам, железо, свинец).

 

Архитектура Карачаево-Черкесии. 1. Храм на горе Шоана, близ селения имени Коста Хетагурова. 2. Сентинский храм, близ селения Нижняя Теберда. С конца IX в. усиливается византийское влияние на аланов. Постепенно затихла совместная бурная боевая жизнь аланов с хазарами в крепостях и укреплениях, но зато усилиями византийских миссионеров в Алании развернулось широкое церковное строительство. Для возведения христианских храмов носители новой религии облюбовали многолюдные поселения, находившиеся в долине реки Теберды. Ныне Сентинский, Шоанинский и Архызские храмы охраняются как уникальные историко-архитектурные памятники. До наших дней сохранились византийские фрески, остатки греческих надписей. В VII-IX вв., и особенно в Х в., население Северного Кавказа поднялось в своем экономическом развитии на новую более высокую ступень. Росло и специализировалось земледелие, становясь плужным. Расширялось скотоводство. Увеличивалась добыча руды. Из железа изготовлялись различные необходимые предметы, в том числе – орудия труда, из цветных металлов – украшения и прочие вещи (находки на городищах Нижнее-Архызском, Хумаринском, Римском). Выделились некоторые виды ремесла – появились специалисты гончары, ставившие свое клеймо на дне посуды, кузнецы, оружейники, ювелиры, мастера добычи руды, плавки и литья металлов, каменщики, мельничные мастера. Развитие ремесла привело к расширению обмена.

 

Появились лица, специально занимавшиеся торговлей, — купцы. Наиболее крупные городища становятся центрами ремесла и торговли, т.е. поселениями феодального типа. Очень интересны в этом отношении городища в верховьях Кубани – Адиюхское, Гилячское, Хумаринское, Нижнее-Архызское и др. В XIII веке Алания была завоевана монголо-татарами, потеряла свою независимость и вошла в состав Золотой Орды. А после похода Тимура в 1395 году Алания исчезла с политической карты Северного Кавказа.

 

Так завершилась славная эпоха аланов – предков нынешних карачаевцев и балкаров. Монгольское нашествие и походы Тимура нанесли большой урон экономике и культуре населения Северного Кавказа и внесли большие изменения в состав населения. В известном смысле эти события явились определенным рубежом в формировании народов Карачаево-Черкесии. Одним из основным народом, проживавшим на территории Карачаево-Черкесии, являются черкесы (адыгэ). Их предки проживали на Северо-Западном Кавказе и Черноморском побережье Кавказа.

 

В результате частых миграций, сложилось три основных и существующих доныне адыгских народа: адыгейцы, кабардинцы, и черкесы. Средние века принято считать временем образования ногайской народности. В то время, когда татаро-монгольское государство Золотая Орда стало приходить в упадок, и из его состава выделилась так называемая Ногайская Орда. Примерно в тот же период на этнополитической карте современной Карачаево-Черкесии появляется еще одна этническая группа — абазины. История этого народа своими корнями уходит в историю средневековой Абхазии.

 

Согласно выводам исследователей, абхазы и абазины составляли одну этническую общность. Они обитали на восточном побережье Черного моря (в северо-западных районах нынешней Абхазии и дальше к северо-западу, вплоть до Туапсе). На рубеже XV—XVI вв. абазины стали мигрировать на северо-восток. Часть их вместе с адыгами двигалась по Северному Кавказу. Другая часть проникла на северные склоны Кавказского хребта через перевалы — Белореченский, Марухский и др. Переселение абазин на Северный Кавказ и постоянные передвижения продолжались вплоть до XIX века и окончательно завершились оседанием в верховьях Кумы и по среднему течению Зеленчуков и Кубани.

 

В истории народов Кавказа, трагическими оказались годы Кавказской войны, которая унесла множество человеческих жизней. В это смутное время представители местных народов переселились в Османскую Империю. Следующим этапом развития местных территорий стала совместная жизнедеятельность народов Карачаево-Черкесии и русского населения, что, в свою очередь, помогло сломать замкнутость натурального хозяйства местных племен, в целом, способствовало общественному развитию.

 

Со второй половины ХIХ века начинается активное заселение территории Карачаево-Черкесии русским населением: началось образование станиц и хуторов, приобретение статуса постоянных жителей. Совместное сосуществование местных народов и русского населения, которое не вмешивалось во внутренний уклад старожилов, способствовало миру и укреплению южных границ Российской империи. Также совместная жизнедеятельность позволила увеличить производство и расширить рынки сбыта промышленных товаров. В этом процессе главной движущей силой стало казачество и иногороднее население.

 

Так как административно-территориальное устройство Карачаево-Черкесии во второй половине ХIХ – первой трети ХХ веков претерпевало неоднократные изменения, то складывание исторических связей между русским населением (большей частью казачеством) и абазинами, карачаевцами, ногайцами и черкесами, шло соответственно им. Современная территория Карачаево-Черкесии во второй половине ХIХ века входила в состав Кубанской области – Баталпашинский уезд (с 1886 года – отдел). Горское население вошло в состав общего населения уездов, позже — отдел Кубанской области. В пореформенный период были открыты шахты и рудники, небольшие предприятия пищевой промышленности. Расширялись и крепли связи между трудящимися из русских переселенцев и местным населением, что положительно влияло на экономику, быт и культуру народов, населяющих в то время территории Карачаево-Черкесии.

 

Образование Карачаево-Черкесии в рамках автономной области состоялось 12 января 1922 года. 30 ноября 1990 года Карачаево-Черкесская автономная область была провозглашена Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республикой (КЧССР) в составе РСФСР.

С 3 июля 1991 года Карачаево-Черкессия преобразована в республику в составе Российской Федерации.

 

 

Have any Question or Comment?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *